священник Михаил Таганов
Во имя Отца, и Сына и Св. Духа!
Сегодня, дорогие братья и сестры, мы услышали известную евангельскую историю о том, как Христос, находясь в окружении многочисленной иудейской толпы, вошел в один частный дом, устроенный по античному средиземноморскому образцу – там был внутренний двор и сделана легкая крыша над ним. В этой толпе находились безнадежный больной-паралитик и несколько его друзей, которые принесли его к Богочеловеку и Мессии в надежде на исцеление. Так как из-за многолюдства, отмечает евангелист, у них не было никакой надежды приблизиться к Спасителю, они решились на дерзкий поступок: взобрались на крышу, частично разобрали ее и спустили своего больного друга на носилках прямо к ногам Христа. Видя их неординарную любовь к болящему и их горячую веру, Господь говорит: «Прощаются тебе грехи твои… встань, возьми постель твою и иди в дом твой». В ответ на чудо исцеления и слова Христа присутствующие книжники и фарисеи начинают обвинять Спасителя в богохульстве: «Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?..»
Давайте обратим в этот раз внимание на то, какими подробностями начинает св. евангелист Лука свой рассказ.
« В один день, когда Иисус учил, и сидели тут фарисеи и законоучители, пришедшие изо всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима, и сила Господня являлась в исцелении больных…»
То есть, как мы можем понять, чудо исцеления расслабленного на одре было далеко не первым в этот день. Сила Божия через Его Сына действовала вообще на всех присутствующих больных, и, коль скоро фарисеи и законоучители здесь присутствовали, то, вероятно, и они могли исцелиться от своих болезней. Почему бы и нет? Возможно, кто-то из них ощутил облегчение застарелого недуга, кого-то перестали мучить привычные старческие боли, кто-то почувствовал себя рядом со Христом крепче телесно и моложе. И, в общем, они не собирались уходить, зорко наблюдая за происходящим и пользуясь той благодатью, которая была с ними в лице Иисуса Христа.
Но так было только до тех пор, пока не произошло описанное чудо. Оно было из ряда вон выходящим – тут и сама болезнь была исключительно тяжелой, и необычайная вера друзей была отмечена Самим Богочеловеком. И тогда проявилась ревность, а вместе с ней – неприятие, законнические подозрения, ропот, сомнения и многое другое.
Нам нет нужды обличать древних законников и фарисеев, которых давно обличил Сам Господь Иисус Христос. Зато у нас есть необходимость попытаться приложить эту ситуацию к себе и посмотреть, нет ли и в нас той самой негодной фарисейской закваски.
Бывает так, что мы вполне благожелательно и даже с некоторым состраданием относимся к людям грешным, запутавшимся, которые всей своей жизнью очень далеки от Церкви. В своем, если можно так сказать, духовном развитии они заметно отстают от нас, прочитавших один раз Новый Завет, знающих, как готовиться ко Св. Причащению и выучивших несколько молитв наизусть. С высоты своего опыта мы уже готовы таким людям кое-что подсказать, наставить, вразумить. Но вот, наконец, грешник прислушался к нашим наставлениям, собрал свою больную волю в кулак, возненавидел грех. Он кается, делает немыслимый рывок к Богу – и Бог радостно встречает своего заблудшего сына, готовит ему пир, дает ему царскую одежду. Вот он только что лежал без движения – а сейчас он полон сил, он действует, молится, благодарит Бога, меняет жизнь, у него многое получается, и благодать Божия столь явно пребывает с ним. И в этой своей близости к Богу он теперь как бы нас опережает: его молитва – это уже не наше теплохладное чтение молитвослова по вечерам, его духовный опыт гораздо обширнее нашего, и он победил многие свои грехи, а мы-то нет…
Порадуемся ли мы тогда с ним вместе? Будем ли мы благодарить Бога за возвращение заблудшего брата в Царство благодати – Церковь Христову? Или в нас, как в законниках, окружавших Христа, как в старшем брате из причти о блудном сыне, восторжествуют ревность и темные подозрения?
Вот такой нравственный вопрос ставит перед нами сегодняшнее евангельское чтение.
Присутствующие при этом чуде люди, как мы видим из Евангелия, испытывают двойственные чувства «и ужас объял всех, и славили Бога, и были исполнены страха, говорили: чудные дела мы видели ныне». Страх и ужас — это чувства нераскаянного грешника, которые овладевают им в присутствии силы Божией, Святого Духа. А сыновняя благодарность Богу – это уже чувство человека Нового Завета. Что испытаем мы? Как говорит св. апостол Иоанн Богослов, «совершенная любовь изгоняет страх» (1 Ин 4;18) Если мы избавимся от фарисейской и законнической закваски, нам будет гораздо легче увидеть в свете этой любви и действия Бога в мире, и свои отношения с людьми. И тогда мы сможем чистосердечно и радостно прославить Бога за его чудные дела.
Аминь