священник Михаил Таганов
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Из только что услышанного нами Евангельского чтения, дорогие братья и сестры, мы узнаем, что, совершив чудо умножения хлебов и напитав таким образом своих многочисленных слушателей, Господь наш Иисус Христос, как говорит Евангелие, «понудил» своих учеников войти в лодку и отправиться прежде Него на другую сторону Галилейского моря. Они послушались, в то время как Сам Спаситель еще долго оставался с теми людьми, которые слушали Его проповедь и находили в ней драгоценные крупицы смысла для своей собственной жизни. Затем люди разошлись, и, как говорит евангелист, Иисус Христос до самого вечера пребывал в одиночестве, молясь на горе.
Апостолы тем временем исполняли повеление Иисуса Христа и пытались попасть на противоположный берег. Но море есть море — за это время погода изменилась; св. Матфей замечает, что был «противный ветер», т.е. он стал дуть в противоположную сторону, и из-за этого небольшая парусная ладья уже не могла достичь своего пункта назначения. Но и вернуться обратно апостолы, видимо, тоже не могли: берег, особенно каменистый, в шторм становится опасен для кораблей, и чем больше и тяжелее корабль, тем опаснее. Вблизи берега судно может попасть на камни, затонуть, а людей разобьет о скалы штормовой прибой. Апостолы, таким образом, попали в безвыходное положение, их лодку било тяжелой морской зыбью, и неизвестно, чем бы все это кончилось без чудесного вмешательства Спасителя.
В глубокой темноте («в четвертую стражу ночи») апостолы увидели, как Спаситель идет к ним по водам. Это было чудо, достойное предреченного пророками Мессии. Господь Иисус Христос, избегая творить столь явные чудеса перед неверующей и скептической иудейской толпой, перед книжниками и фарисеями, теперь продемонстрировал Своим ученикам присущую Ему Божественную власть над стихиями мира. Чудо — это не нарушение, но таниственное преодоление законов природы силой Божией во имя какой-либо высшей цели, и здесь эта цель состояла в укреплении веры учеников. Но они оказались этим чудом настолько поражены, что испугались, словно увидели привидение, и закричали от страха. Продолжая идти, Спаситель издалека ободрил и успокоил их. Но, как мы знаем из Библии, не только Бог, но и праведные люди, имея в себе силу Божию, нередко имели подобную власть над природой. Так, однажды пророк Моисей разделил воды Красного моря до самого дна, а Иисус Навин во время решающей битвы на некоторое время остановил ход солнца по небосклону. Возможно, как раз эти примеры вспомнились апостолу Петру, когда он, с присущей ему непосредственностью, сказал Спасителю: «Господи, если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде». В ответ Иисус Христос сказал: «Иди». И апостол тут же вышел из лодки и пошел по воде. Чудо, тем самым, как бы распространилось и на него. Но на пол-пути он увидел всю невероятность и трудность своего пути, почувствовал, что ветер силен, и сразу стал тонуть с отчаянным криком: «Господи, спаси меня!» Иисус Христос протянул ему руку и затем упрекнул Апостола в маловерии.
«Зачем ты усомнился?» (Мф. 14;31)
После этого буря сразу улеглась.
Задумаемся: в чем же именно состояло здесь маловерие апостола Петра? Неужели, после столь явного проявления Божественной силы, он вдруг засомневался в Богочеловечестве Своего Учителя — он, который на пути в г. Кесарию от имени всех учеников совсем скоро произнесет свое знаменитое исповедание: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго»? Нет, вряд ли это было такое сомнение. Тогда какое же?
Дело в том, что, как говорит нам сегодня апостол Павел, мы все в этом мире «соработники у Бога» (1 Кор. 3;9). Каждое чудо Божие так или иначе касается нас, предназначено для нас, оно имеет к нам самое прямое отношение. И с верой в Бога в каком-то смысле связана и наша вера в себя, в свое высшее призвание и предназначение. На нашем жизненном пути, в духовной жизни, мы имеем много самых разнообразных нужд и просим у Бога помощи. Бог многомилостив и щедр, Он подает нам эту помощь. Но готовы ли мы к этому? Если помощь придет, если в нашей жизни совершится чудо, то изменимся ли от этого мы? Близость к Богу требует от нас многого. Захотим ли мы после этого изменить свою жизнь и всецело последовать за Христом? Быть такими, какими Он нас хочет видеть?..
Апостол Петр однажды уже стоял перед таким выбором, ибо еще в своем призвании он сказал Спасителю: «Выйди от меня Господи, ибо я человек грешный»… Помните? — позади была целая ночь труда и пустая сеть, но вот с одним лишь благословением Иисуса Христа, стоящего рядом, она вдруг ломится и прорывается от множества рыб (Лк. 5; 5-10). И все, им больше не нужно ловить рыбу, потому что, как бы мы сейчас сказали, эта проблема уже решена, с этим покончено, и им надо идти и делать что-то другое — вместе с этим удивительным Учителем, Богочеловеком. Что же? Что потребуется от них теперь? «И ужас объял его и всех, бывших с ним…»
И теперь, находясь в своей ладье, апостол Петр оставался в привычном ему мире. Он был рыбак, мореход. Да, море неспокойно, пусть встречная волна, но все же — вот скамейка, вот весла с уключинами, вот руль, а вот мачта с парусом, и, если еще немного потерпеть, хотя бы до рассвета, они, возможно, справятся с ситуацией. Сами, человеческими силами. И все будет как обычно.
Но он шагнул через борт ко Христу, и привычного мира сразу не стало.
Вокруг него было только чудо. Потому что люди по воде не ходят. А вся надежда в этом небольшом пути — только на Бога и Его чудесную силу.
И вот этой уверенности, вот этой надежды не хватило апостолу Петру.
…А как будет дальше? Поможет ли мне Бог в следующую минуту? Если я еще немного отойду от лодки, удержит ли меня эта чудесная сила Божия, или нет? Ветер уже сейчас силен, а если он дунет чуть сильнее, чудо будет продолжаться, или я погибну?.. И так далее.
О, сколько раз в нашей духовной жизни Господь буквально вынуждает нас выбраться из привычной лодки и, замирая от страха, идти к нему по водам! Наша борьба с грехом, если она завершается победой — это тоже маленькое чудо. Каждый раз — чудо. Бог щедр. Но сколь многого Он требует от нас! Представим себе, например, человека, который три, пять, десять лет предается беспробудному пьянству. В его душе и в теле от этого порока уже живого места не осталось. Но вот, допустим, этого несчастного каким-то невероятным образом коснулась благодать Божия, и он сам захотел бросить пить и начать новую, праведную жизнь. И даже пришел в Церковь и помолился об этом. Господь услышал его молитву и помог ему как-то превозмочь себя, оторваться от бутылки, от стакана. Все? Нет, далеко не все; его подвиг только начинается. Остались друзья, с которыми было так привычно проводить время в алкогольном забытьи. Навалились нерешенные проблемы, долги, житейские заботы, от которых ему раньше так легко было отключиться. А дети, привыкшие к его отцовоскому пьянству, его давно презирают, не слушаются, не ставят ни во грош. Нужно заново находить с ними общий язык, утверждать свой авторитет. А жена, оказывается, тоже с ним не считается, она привыкла вести все семейные дела сама, в доме считает себя главой, и ей это привычно… Все это так непросто, можно сказать, неимоверно тяжело, потому что буквально все затронуто грехом, все надо восстанавливать, многое — с нуля… Но ты хотел избавиться от греховной страсти? Да… Так ты и избавился, радуйся, и неси ответственность за свою новую жизнь, которую ты начал вместе с Богом. Верь в Него и в то, что с Его помощью ты сможешь все это преодолеть и стать другим.
Но наша задача — не только избавиться от тяжелых греховных страстей, наш идеал — святость. Разумеется, подобные сомнения и переживания были присущи и святым людям. Сегодня мы молитвенно воспоминаем святителя Питирима, епископа Тамбовского, который жил в XVII веке. Он был благочестивым молодым архимандритом, настоятелем благоустроенного монастыря, когда Патриарх Адриан рукоположил его во архиерея и благословил принять руководство только что созданной Тамбовской кафедрой. Там было совсем немного храмов, очень мало благочестивых христиан, зато было множество беглых разбойников, а основная масса населения состояла из полуязыческих приволжских народностей со своими религиозными обычаями и жрецами… Неужели тягостные сомнения апостола Петра обошли этого святителя стороной, когда он ехал в Тамбов? «Что и как будет, что ждет впереди? Вернусь ли я оттуда живым?» — наверняка думал он. Но он возложил свое упование на Бога, укрепился духом и упорно делал свое дело, благодаря чему мы сегодня одновременно с его памятью празднуем и собор Тамбовских святых — несомненный плод его молитв и миссионерских трудов. Когда нам не хватает веры и крепости духовной, то, как говорит апостол Павел, наша сила совершается в немощи…
В 1990-х годах ныне покойный архидиакон Свято-Даниловского монастыря Роман (Тамберг) написал на эту тему замечательное стихотворение, современный духовный кант:
«Житейское море играет волнами,
В нем радость и горе всегда перед нами…»
И в этом житейском море мы зачастую оказываемся в положении тонущего апостола Петра. «Господи, спаси меня, погибаю!» Но, оказывается, это была не погибель, а чудо, сила Божия и конец очередной бури. Поэтому и проповедь хочется закончить теми же словами, которыми заканчивается стихотворение о. Романа:
«Наш компас — над нами. Впери в небо очи!
И с бурей, с волнами борись среди ночи…»
Будем же следовать нашему Божественному компасу — Господу Иисусу Христу и Его Евангелию, в любых обстоятельствах находить Его, следовать за Ним.
Даже если для этого нам иногда придется, замирая от страха, идти по водам.
Аминь