священник Михаил Таганов
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
«Не десять ли очистились, да девять где?..»
Дорогие братия и сестры, только что мы слышали повествование евангелиста Луки об исцелении Господом нашим Иисусом Христом десяти прокаженных. Интересно, как меняется наше восприятие Евангелия с течением времени. Сейчас мы крайне редко встречаем такую болезнь, как проказа, почти не слышим о ней, и она, можно сказать, побеждена современной медициной – ее научились лечить. Поэтому, если раньше прокаженных повсеместно собирали в специальные изоляторы-лепрозории, то теперь они почти пусты и там живут только больные с запущенной стадией болезни.
Совсем не так было в древнем мире. Проказа была грозной и очень распространенной болезнью, которая подкрадывалась незаметно, причиняла больным страшные страдания — их тела разлагались заживо – и неминуемо приводила к мучительной смерти. Но самое главное, эта болезнь была заразной. Поэтому в древнем Израиле, как, впрочем, и в других восточных странах, прокаженных изгоняли из городов, деревень и оставляли, таким образом, на произвол судьбы. Эти несчастные сбивались в небольшие группы, чтобы как-то поддерживать друг друга и вместе собирать милостыню.
Согласно Моиссеву закону, прокаженные, помимо всего этого, считались еще и ритуально нечистыми. С ними никто не мог общаться. И вот мы видим, что эти больные люди встали на дороге в отдалении от Христа и Его апостолов и, чтобы привлечь к себе внимание, взывали: «Иисусе, Наставниче, помилуй ны!» Они ждали от Него помощи и исцеления, но приблизиться не смели, зная, чем это чревато.
Вообще, в сознании иудеев времен Христа Спасителя, можно сказать, весь мир был нечистым: с их точки зрения, его населяли одни язычники, в нем обитало множество нечистых животных, птиц, морских существ… Это приводило к отчужденному, гордостному взгляду иудеев на всех людей. Полемика с этим мировоззрением многократно прослеживается в Евангелии. Но тут, по Промыслу Божию, эти же несколько иудеев, заболев проказой, сами стали нечистыми с точки зрения закона! Они почувствовали на себе, каково это, когда тобою гнушаются, когда тебя гонят, презирают, отказывают в любви и человеческом отношении.
На тот крайне редкий случай, если больной проказой каким-то чудом выздоравливал, в Ветхом Завете было заповедано получить на этот счет свидетельство священника. И Господь Иисус Христос, сжалившись над несчастными, говорит им: «пойдите и покажитесь священнику». Недоумевая, прокаженные пошли к священнику… и вот на пути с ними случается чудо исцеления, невероятное, почти невозможное! Но они, по-видимому, приняли его как должное, и завершили дело простой ритуальной формальностью.
Среди прокаженных, между тем, был один самарянин. В глазах чад Авраама, Моисея и Давида — ничтожный и презираемый человек, метис, почти язычник. И вот именно он «возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его»! Христос, отпустив самарянина с благословением, говорит в этой связи горькие слова: «Не десять ли очистились? Где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?..»
Это событие побуждает нас сегодня говорить о благодарности. Благодарность Богу и людям – это черта людей Нового Завета, граждан Царства Небесного. Это одно из самых чистых, наряду с жертвенностью, проявлений любви, заповеданной нам Богом. Даже в обычных человеческих отношениях – в дружбе, в семье – можем ли мы представить себе любящего человека неблагодарным? Любит ли он кого-то, кроме себя, в таком случае?
Тем более в Церкви, которая является началом и отправной точкой в нашем движении в Царство Небесное. Как мы можем быть неблагодарными Богу, если наше главное богослужение, за которым совершается таинственное превращение хлеба и вина в Тело и Кровь нашего Божественного Спасителя, называется греческим словом «Евхаристия» — Благодарение? Если молитвы священника в главной части этого Таинства начинаются возгласом «Благодарим Господа»? Как нам не благодарить Бога, если одна из самых древних и красивых молитв в нашем богослужении называется «Великое славословие»?!
Неблагодарность – это, напротив, диавольская черта. Будучи человеческим грехом, она уходит своими корнями глубоко в преисподнюю. Именно он, дух зла, первым остался неблагодарным Своему Творцу, который создал его из небытия, наделил красотой, могуществом, поставил во главе ангельского мира. Чем же он, безо всякого раскаяния, отплатил Богу за все Его благодеяния?.. Неблагодарным был и Иуда Искариотский, в которого, по слову евангелиста, «вошел сатана». Иуда три с половиной года был со Спасителем, слушал Его, учился у Него, не знал горя и нужды… и «отблагодарил» Его за все это предательством.
Недаром всего несколько слов в нашем языке связываются с эпитетом «черный». Черная зависть, черная ненависть… И черная неблагодарность! Все это – нечеловеческие, диавольские пороки.
Интересно говорит о благодарности старец Паисий Святогорец. Его слова могут нам в какой-то степени пояснить нам то, что произошло с прокаженными и исцеленным самарянином. Старец говорит, что благодарность может ощущать лишь тот человек, который в жизни был чего-то лишен, кто приобрел опыт страдания и терпения. Он приводит в пример детей богатых родителей, которые с детства всесторонне обеспечены, но не находят себе покоя и говорят: «ну почему у нас все есть?» Один такой юноша убежал из дому с одним рюкзаком и ночевал в поездах, только затем, чтобы хоть немного почувствовать вкус страдания. А это крайне важно для здоровья души…
В этом смысле страдания девяти неблагодарных прокаженных оказались бессмысленными и бесплодными. Они искренне считали, что достойны исцеления и восприняли чудо как нечто само собой разумеющееся.
Старец приводит пример из собственной жизни: когда он некоторое время подвизался на горе Синай, там было очень мало воды, и ее единственным источником была расселина в горной пещере, откуда тонкой струйкой вытекало за день около трех литров воды. Монах был бесконечно благодарен Богу за эту воду, пользовался ей очень аккуратно и осмотрительно, делился ей с птицами и пустынными зверями. Потом он переехал на Афон, где в монастыре вода была в избытке. Ей можно было поливать грядки, принимать душ… Но чувство постоянной благодарности Богу ушло.
Еще старец Паисий рассказывает о благодарности монашескую притчу, в которой тоже легко угадывается его собственный опыт. Один пустынник пошел на вершину горы, чтобы совершить там вечернее правило. По пути, на тропинке, он увидел прекрасный белый гриб, обрадовался, что им можно будет поужинать, и поблагодарил Бога, но сорвать его он решил на обратном пути. Но молитва заняла довольно долгое время, и когда он вернулся, он увидел, что половину гриба растоптал какой-то зверь. «Слава Богу, — подумал монах, — значит, так и надо», и взял себе оставшуюся половинку. Спускаясь к своей келье, он увидел еще один гриб, но он оказался трухлявым. «Господь, наверное, спас меня от отравления, как хорошо!», подумал монах. Сварив найденный гриб, монах лег спать, а наутро он вышел из кельи и увидел чудо: вся поляна вокруг его жилища была покрыта прекрасными съедобными грибами. И монах снова возблагодарил Бога.
«Видите, — заключает Старец это рассказ, — он возблагодарил Бога за целый гриб и за половинку, за хороший и за плохой, за один и за много. Он был благодарен ЗА ВСЕ ».
Это показывает, что Бог, хотя и не нуждается в нашей благодарности, но ждет от нас ее и настолько ценит это проявление нашей любви и доверия к Нему, что Сам посылает навстречу ей самые щедрые благословения.
Так будем же благодарны.
Будем уже здесь, на земле, сынами и дочерьми Царствия Небесного!
Аминь.